Дек
29

Алкогольная болезнь печени (АБП) — это заболевание, характеризующееся значительным распространением в популяции, имеющее важное социальное значение, вследствие значительного числа трудопотерь, приводящее к циррозу печени (ЦП) и гепатоцеллюлярной карциноме.

Нередко течение этой болезни может заканчиваться фатальным исходом. Например, в такой стране, как Шотландия, летальность от АБП превышает сердечно-сосудистую смертность. Кроме этого, отмечен рост частоты алкогольных поражений печени, в том числе и цирроза, в таких странах, как Япония, Китай, Индия, которые традиционно отличались низким потреблением алкоголя [8, 9].

В России подробное изучение этого вопроса является проблематичным, прежде всего, вследствие сложностей учета и искусственного занижения истинной заболеваемости всех болезней алкогольной этиологии. Оценка косвенных данных свидетельствует, что среди всей выборки терапевтических пациентов, поступающих на стационарное лечение, алкогольный фактор является основной или сопутствующей причиной не менее чем у 40% больных [12, 13, 14].

Среди причин ЦП алкоголь рассматривают как один из основных этиологических факторов во всем мире. Так, более 80% случаев ЦП у больных в госпиталях США, а также у пациентов в Российской Федерации обусловлены чрезмерным потреблением спиртных напитков [5, 6, 7]. При этом только за период 2000–2005 годов частота алкогольной этиологии в общей структуре заболеваемости ЦП возросла почти на 16%, тогда как вследствие инфекции гепатитом С только на 10% [2, 4].

В рамках нозологии АБП выделяют три основные формы — алкогольный жировой гепатоз (ЖГ), алкогольный гепатит (АГ) и алкогольный ЦП. Естественное течение АБП (К70) — это процесс, описываемый исключительно с морфологической точки зрения как прогрессирование от ЖГ (К70.0) через фиброз (К70.2) к ЦП (К70.3) и дальше к финальной стадии заболевания — гепатоцеллюлярной карциноме (С22.0).

В отношении гепатита до настоящего момента клинические и классификационные критерии не определены. Так, естественное течение АГ имеет двоякую оценку. Его можно рассматривать как стадию между алкогольным стеатозом и алкогольным фиброзом или как событие, наслаивающееся на любой стадии АБП. Поэтому рядом авторов данный этап заболевания описывается в виде двух форм: острого АГ (ОАГ) и хронического или алкогольного стеатогепатита (АСГ) [4, 11, 16, 17, 18].

АСГ — это морфологический диагноз стеатоза и АГ с наличием или отсутствием лабораторных эквивалентов поражения печени. В тех случаях, когда при этой форме заболевания стадия фиброзных изменений в печени не превышает F2, клинические проявления, сопряженные с фиброзными процессами, отсутствуют. Картина хронического заболевания печени, как правило, появляется при фиброзе не менее F3 (по METAVIR).

Понятие хронического АСГ в целом подчеркивает регулярность присутствия этиологического фактора, подобно хроническим вирусным гепатитам. Считается, что полная абстиненция может приводить к исчезновению морфологических элементов АГ в течение одного года в 90% случаев, хотя на практике данное положение не является абсолютно доказанным.

ОАГ — это договорное понятие, которое, несмотря на наличие определенных критериев, было предложено в противовес хроническому.

Кроме указанных форм отдельно выделяются:

  • острая алкогольная интоксикация (от F10.0 — неосложненной до F10.7 — с патологическим опьянением);
  • отравление алкоголем-этанолом (Т51.0);
  • прием алкоголя в повреждающих дозах (F10.1);
  • алкогольная зависимость (F10.2).

Выделение АГ в самостоятельную нозологическую форму обусловлено прежде всего тем, что — в своих тяжелых формах — заболевание имеет высокую летальность, в особенности тогда, когда парциальность нарушений распространяется на белково-синтетическую функцию печени с выпадением синтеза некоторых белков, лабораторным эквивалентом чего является снижение протромбинового времени (ПВ). В действительности страдает не только синтез протромбина, но и других быстро обновляемых белков, просто данный показатель легкодоступен и удобен для практического использования. В целом диагностика у пациентов риска высокой летальности является высокоприоритетной в научных и прикладных аспектах АГ.

В клиническом течении АГ выделяют три пика летальности. Это ранняя летальность — в течение первого месяца, промежуточная летальность — 1–6 месяцы и отдаленная летальность — 6–12 и более месяцев.

При этом до настоящего времени продолжают изучаться вопросы безопасных доз алкоголя, особенности патогенеза, а также подходы к терапии АГ.

С. Н. Мехтиев, доктор медицинских наук, профессор
В. Ю. Ганчо, кандидат медицинских наук
Ю. А. Кравчук, кандидат медицинских наук
С. В. Карпов

Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова, Санкт-Петербург

Полный текст статьи

Оставить комментарий