Окт
31

Пациент – это не только тот, кто переступил порог поликлиники или стационара, говорит закон. Статус пациента принадлежит любому человеку, не зависимо от того, нужна ему медицинская помощь или нет. Какие права и обязанности есть у пациентов, сколько должна ехать скорая и можно ли рассчитывать на качественную медицинскую помощь, если у вас в животе вилы, «Новосибирским новостям» рассказал руководитель правового управления минздрава Новосибирской области Константин Помогайбо.

 

Кто такой пациент

Каждый человек должен знать, какие у него есть права в сфере здравоохранения, не зависимо от того, болеет ли он в настоящий момент или совершенно здоров. В законе 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан» говорится, что пациент – это физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за медицинской помощью вне зависимости от наличия или отсутствия заболевания.

Какой должна быть медицинская помощь

Медицинская помощь должна быть доступной. Это означает, что любой медицинский работник в любом медицинском учреждении должен оказать помощь пациенту. Причем своевременную и качественную. Последнее требование предполагает соблюдение стандартов.

«Кстати, квалифицированная помощь не всегда может быть качественной. Когда к моему отцу-хирургу на дачу привезли мужика с вилами в животе и сказали: «Ты же квалифицированный хирург, давай спасай», в такой ситуации получить качественную помощь проблематично», — напомнил Константин Помогайбо.

Медицинская помощь должна быть безопасной (это в первую очередь касается лекарств) и гуманной (прописано в статье №6 «Об основах охраны здоровья человека»).

Медицинская помощь должна быть своевременной, то есть  закон регламентирует сроки ее оказания.

Экстренная помощь (с момента вызова скорой) должна быть оказана не позднее 20 минут.

Оказание первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме – не более 2 часов с момента обращения.

После вызова врача на дом он должен прийти в течение суток после звонка.

Прием врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи – не более 10 рабочих дней с момента обращения.

Специализированная (плановая) помощь – 30 дней.

«Итак, если в глаз забили гвоздь, то потребуется экстренная помощь офтальмолога; если попала соринка, то неотложная помощь; если испортилось зрение, то специализированная», — пояснил Константин Помогайбо. 

Кроме того, необходимо помнить, что каждый пациент имеет право на врачебную тайну. Все эти критерии и тонкости прописаны в законе, и каждый пациент вправе требовать его соблюдения.

Права

У пациента есть право на жизнь, право на информацию о своем здоровье, право знакомиться документами, право получить амбулаторную карту на руки, чтобы предоставить ее другому врачу.

Пациент имеет право на получение информации о бесплатных медицинских услугах. Он может получить ее у страховой компании или на стендах в поликлиниках, в том числе платных.

Пациент имеет право на выбор медицинской организации, врача и технологии. Сменить поликлинику или врача он может один раз в год.

Пациент имеет право согласиться или отказаться от врачебного вмешательства. Для этого он подписывает информированное добровольное согласие. Оно проистекает из права на неприкосновенность.

Согласие или отказ

У пациента возникает выбор – либо дать согласие, либо отказаться. Самостоятельно подписывать добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство можно, начиная с 15-летнего возраста. За детей подписывают родители, опекуны или официальные представители.

По форме информированное добровольное согласие бывает нескольких видов. Во-первых, составленное по шаблону, предусмотренному приказом №391. Во-вторых, это может быть документ в строго определенной форме, например в случае вакцинопрофилактики или прерывания беременности. И, наконец, форма согласия может быть составлена медицинской организацией самостоятельно.

Письменное согласие должно быть информативным, добровольным, своевременным и компетентным. Согласия, подписанного пациентом, не потребуется, если существует риск для его жизни.

В частных клиниках у пациента возникают иные права. Правила оказания платных медицинских услуг регламентированы постановлением правительства № 1006.

Обязанности

В обязанности пациента в системе ОМС (обязательного медицинского страхования) входит предоставление в поликлинику или стационар страхового полиса, за исключение случаев, если ему требуется неотложная или экстренная помощь.

Тогда пациенту обязаны оказать медицинскую помощь вне зависимости от наличия или отсутствия полиса.

Никто не вправе требовать у пациента паспорт. В правилах прописано, что требуется документ, подтверждающий проживание человека на территории данного населенного пункта (региона), например договор аренды.

Источник

Оставить комментарий