Июл
2

Данная информация предназначена для специалистов в области здравоохранения и фармацевтики. Пациенты не должны использовать эту информацию в качестве медицинских советов или рекомендаций

Авторы статьи:

В. П. Афиногенова, кандидат медицинских наук
М. П. Костинов, доктор медицинских наук, профессор
НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН, Москва

В настоящее время установлено, что микст-инфекции гепатит В + гепатит С (ГВ+ГС) достаточно широко распространены среди населения и имеют тенденцию к росту. Они возникают в результате одновременного заражения здорового человека вирусами гепатитов (например, при переливании крови или использовании одной иглы у наркоманов, применяющих психоактивные вещества внутривенно) или при заражении больного хроническим гепатитом другим гепатотропным вирусом. Несмотря на то, что при смешанных формах гепатитов вирус ГВ (ВГВ) может снижать репликативную активность вируса ГС (ВГС), оба вируса усиливают тяжесть поражения печени и риск развития цирроза и первичного рака печени. Так, при гистологических исследованиях печени пациентов с хроническим ГВ (ХГВ) и хроническим ГС (ХГС) и больных с ХГВ, ХГС и хроническим ГD (ХГD) было установлено, что микст-инфекция характеризуется более тяжелым поражением печени по сравнению с таковым при моноинфекции — хроническим вирусным гепатитом С (ХГС) [1]. В другом контролированном исследовании у пациентов, которые были носителями одновременно ВГВ и ВГС, чаще развивался цирроз, в сравнении с больными, страдающими только ГС. Наконец, при наличии ко-инфекций ВГВ и ВГС или ВГВ и ВГD высока вероятность развития фульминантного гепатита [1].

В связи с усилением тяжести хронических заболеваний печени (ХЗП) при инфицировании ВГВ, а также наличии высокой частоты случаев смешанных (микст) инфекций, вызванных вирусами ГВ и ГС, вакцинация против гепатита В представляется весьма актуальной. Поэтому Консенсусная комиссия по вопросам лечения ГС, созванная Национальным институтом здоровья США, рекомендует пациентам с хроническим ГС проводить вакцинацию как против ГВ, так и против ГА [1]. В то же время Совещательный комитет по практике иммунизации Центра контроля заболеваемости рекомендует иммунизацию лиц с хроническими заболеваниями печени только вакциной против ГА [1]. Однако поскольку все пациенты с хроническими заболеваниями печени имеют высокий риск тяжелого заболевания печени, то в случае если они будут инфицированы вирусом ГА (ВГА), с угрозой его прогрессирования в конечную стадию — цирроз, и могут в последующем нуждаться в пересадке печени с риском вновь инфицирования ВГВ, целесо­образным является вакцинация пациентов с хроническими заболеваниями печени как против ГА, так и против ГВ уже в самом начале заболевания [1].

Результаты, полученные отечественными авторами, свидетельствуют о том, что у больных ХЗП и особенно с ХГС снижается эффективность вакцинации против ГВ и антитела (анти-HBs) вырабатываются у них в меньших титрах [2]. При иммунизации против ГВ здоровых лиц и носителей анти-ВГС было выявлено, что в процентном соотношении частота сероконверсий у ответивших на вакцинацию лиц с наличием анти-ВГС была сходной с показателями, зарегистрированными у лиц без анти-ВГС, а спустя три месяца после завершения полного курса вакцинации против ГВ составила 96,4% в обеих группах. Однако у лиц с наличием анти-ВГС интенсивность выработки антител к HBsAg была ниже как после 2-го, так и после 3-го введения вакцины. По окончании курса вакцинации антитела к ВГВ в титре 10–1000 МЕ/л и свыше 1000 МЕ/л были достоверно ниже у лиц с наличием анти-ВГС в сравнении с таковыми у здоровых лиц [2].

Аналогичные данные были получены зарубежными исследователями [1, 3]. В рамках международного исследования по оценке безопасности и иммуногенности вакцины против ГВ у пациентов с разными хроническими заболеваниями печени была проведена вакцинация рекомбинантной вакциной против ГВ — Энджерикс В в дозе 20 мкг по схеме 0, 1 и 6 месяцев Из исследования исключали пациентов, у которых имелись анти-HBs или антитела к вирусу иммунодефицита человека; принимающих иммуносупрессивные препараты в течение последних 6 месяцев; болеющих декомпенсированными заболеваниями печени; получавших интерферон за 3 месяца до начала исследования. 67 больных (21 женщина, 46 мужчин) с хроническим ГС были включены в группу вакцинированных против ГВ, с исследованием образцов сывороток крови через один месяц после введения третьей дозы. У всех пациентов с ГС выработались антитела к поверхностному антигену ВГВ в титрах, превышающих 10 МЕ/л. Среднее геометрическое титров антител составило 1260 МЕ/л, однако таковые были ниже, чем у здоровых взрослых людей [1].

M. Durand с соавторами [3] изучили результаты вакцинации препаратом Энджерикс B 46 больных хроническим гепатитом С (средний гистологический индекс Кноделя активности процесса у больных — 5,7 ± 3,4; серонегативных по НВsAg, анти-HBs и анти-НВс). В сравнении со здоровыми лицами (группа сравнения) поствакцинальные анти-НВs антитела среди больных ХГС выявляли несколько реже (87% и 76% соответственно). Отмечена хорошая переносимость вакцины, а также отсутствие изменений в уровнях концентрации ВГС в течение трех месяцев, прошедших от начала вакцинации.

Существует целый ряд факторов, которые могут влиять на развитие гипореактивности у лиц с хроническим поражением печени, снижая эффективность вакцинации против ГВ:

  • иммуносупрессия, вызванная основным заболеванием;
  • мужской пол, пожилой возраст, курение, употребление алкоголя;
  • длительность и степень поражения печени;
  • латентная инфекция, вызванная ВГВ;
  • генетически опосредованная слабая «отвечаемость» на ВГВ.

В связи с этим перед исследователями встал вопрос, как преодолеть гипореактивность больных ХЗП и достичь адекватного иммунного ответа организма на введение вакцины. В настоящее время усилиями специалистов разработаны общие рекомендации по применению вакцины против ГВ у больных ХЗП и ВГС-инфицированных лиц, которые содержат следующие основные позиции.

  1. Увеличение дозы вакцины до 40 мг (вместо стандартных 10–20 мг).
  2. Применение удлиненной схемы иммунизации (0, 1, 2 и 12 месяцев).
  3. Введение вакцины независимо от вирусной нагрузки и генотипа ВГС.
  4. Отмена вакцинации у лиц с циррозом печени (декомпенсированный цирроз является абсолютным противопоказанием) [2].

Опубликованные на сегодняшний день исследования свидетельствуют, что вакцинация против ГВ безопасна и иммуногенна у пациентов с хроническими заболеваниями печени легкой и средней степени тяжести без декомпенсации, однако отмечается слабая иммуногенность вакцины у пациентов с выраженным циррозом и у реципиентов трансплантатов печени. Это подтверждается результатами, полученными при вакцинации пациентов с тяжелыми заболеваниями печени и реципиентов трансплантатов печени, которые получали иммуносупрессивную терапию. Sokal и соавт. проводили иммунизацию перед трансплантацией печени и достигли защиты против ГВ у 73,3% детей с атрезией желчных путей, однако только у 54,6% из них защитные титры антител сохранялись через 1–15 месяцев после трансплантации печени. Большинство этих пациентов получили Хевак В («Пастер», Париж, Франция), и лишь некоторые — Энджерикс В.

В исследовании, проведенном в Университете Питтсбурга, ответ на иммунизацию вакциной Гептавакс В в дозе 20 мкг (3 дозы в течение трех последовательных месяцев) колебался в границах от 44% до 54% у пациентов с поражениями печени в терминальной стадии. Chasalani и соавт. оценивали эффект вакцины Энджерикс В в дозе 20 мкг у пациентов, ожидающих трансплантации печени (схема 0, 1 и 2 месяца), и реципиентов трансплантатов печени (схема 0, 1 и 3 месяца). Из 57 пациентов, ожидающих трансплантации, только у 9 (16%) получен положительный результат, при этом пациенты с холестатическими заболеваниями печени имели иммунный ответ значительно чаще, чем пациенты с нехолестатическими заболеваниями (43% против 7% соответственно).

В другом исследовании вакцинации против ГВ реципиентов трансплантатов печени с применением двойной дозы рекомбинантной вакцины 56 из 140 привитых (40%) ответили выработкой анти-HBs антител в титрах > 10 МЕ/л.

Большой практический интерес вызывают терапевтические возможности вакцины против ГВ, особенно при вакцинации лиц, являющихся носителями ГВ-вируса или страдающих хХГВ и/или ХГС, а также влияние ее на иммунологические и биохимические показатели у привитых.

Вакцинотерапия ХГВ основывается на специфическом усилении Т-клеточного ответа у хронически инфицированных больных. Вакцинация способствует пролиферации HВsAg-специфических Т-лимфоцитов, которые, в свою очередь, продуцируют гамма-интерферон и принадлежат к Тх1-типу. Снижение уровня ВГВ ДНК в сыворотке этих пациентов позволяет предполагать, что индукция CD4+ Т-клеточного ответа в ходе вакцинотерапии может играть существенную роль в контроле над виремией [4]. При провeдении мультицентрового контролируемого исследования было показано, что специфическая вакцинотерапия стандартными вакцинами против ГВ способствует снижению репликации ВГВ у 50% хронических вирусоносителей [5, 6].

Возможный терапевтический эффект рекомбинантной вакцины Комбиотех был изучен у 55 носителей ВГВ и больных ХГВ умеренной степени активности, получавших патогенетическую терапию [7]. Часть пациентов (группа сравнения) на фоне общепринятой терапии получала нуклеинат натрия. Критериями включения пациентов в исследование являлись: возраст от 16 до 55 лет, повышение сывороточной активности АЛТ не менее чем в два раза выше верхней границы нормы в течение 6 месяцев до начала исследования. Из наблюдения исключали больных, ранее получавших иммунодепрессанты, стероиды или противовирусные препараты, а также больных, злоупотреблявших алкоголем или наркотиками [7].

Вакцину Комбиотех вводили внутримышечно в область дельтовидной мышцы в объеме 1 мл 1 раз в месяц в течение трех месяцев. Курс терапии нуклеинатом натрия по 0,5 г 3 раза в день составил 5 дней.

Анализ полученных данных позволил установить, что введение вакцины способствовало постепенному снижению активности АЛТ. В группе больных ХГВ, получивших только вакцину, уровень АЛТ за 5 месяцев снизился в 3,9 раза, за то же время в контрольной группе — в 1,2 раза. В группе больных, получивших вакцину и нуклеинат натрия, наблюдалось более существенное снижение уровня АЛТ.

Изучение иммунологической активности вакцины выявило, что уже после первой инъекции вакцины у больных ХГВ отмечалось некоторое снижение титра HBsAg, а через два месяца после третьей инъекции вакцины процент больных, у которых HBsAg обнаруживался в довольно высоких титрах (6000 МЕ/л и выше), уменьшился в 1,4 раза (35 ± 11%), соответственно уменьшился и титр антигена (65 ± 11%). В группе хронических носителей HBsAg до лечения вакциной наибольший титр антигена наблюдался у 34 ± 12% больных, а через два месяца после последней инъекции вакцины — лишь у одного носителя. Более того, у одного носителя HBsAg через два месяца после окончания лечения вакциной в сыворотке крови появились антитела к нему в концентрации 11,2 МЕ/л.

В группе больных, пролеченных вакциной и нуклеинатом натрия, только у 10% пациентов после лечения обнаруживался HBsAg в высоких титрах (6000 МЕ/л и выше), что позволило сделать вывод об усилении иммуногенности вакцины нуклеинатом натрия. В этих группах больных (получавших вакцину и нуклеинат натрия) также наблюдалась положительная сероконверсия. Так, у одного больного с ХГВ и у одного носителя HBsAg уже через один месяц после окончания лечения вакциной с адьювантом (нуклеинат натрия) появились антитела к поверхностному антигену в концентрации 15,6 и 12,6 МЕ/л соответственно. Через два месяца после лечения еще у одного носителя HBsAg появились антитела в концентрации 27,2 МЕ/л.

В процессе исследования была выявлена вариабельность изменений в показателях иммунного статуса на вводимые дозы вакцины как у больных ХГВ, так и у носителей HBsAg. Первое введение вакцины у больных ХГВ привело к активации иммунологической реактивности, т. е. отмечалось достоверное уменьшение количества Т-супрессоров, увеличение уровня Т-хелперов и иммуноглобулинов классов А, М, G, снижение концентрации нулевых клеток, а второе — к супрессии: снизилось содержание Т-супрессоров, Т-хелперов, IgА. После третьего введения вакцины уровень Т-супрессоров, Т-хелперов, нулевых лимфоцитов и иммуноглобулинов класса IgG вернулся к исходному. У носителей HBsAg первичное введение вакцины обусловило снижение уровня Т-супрессоров, В-клеток, IgМ и увеличение IgA. Авторы считают, что для усиления иммунологического ответа (особенно после второй и третьей инъекции) следует назначать адъюванты [7].

Таким образом, с помощью введения вакцины против гепатита В, вероятно, можно значительно уменьшить число носителей HBsAg и снизить репликацию ГВ-вируса и активность процесса у больных ХГВ.

Также были оценены безопасность, иммуногенность и возможный терапевтический эффект применения вакцины против ГВ у пациентов с ХГС. Все обследуемые были разделены на три группы: группа I — 26 пациентов с ХГС; группа II — 35 здоровых лиц; группа III — 30 пациентов с ХГС, не получавших вакцины против гепатита В, в качестве контроля. Лицам из I и II групп вводили три дозы (20 мг/доза) рекомбинантной вакцины против ГВ по схеме 0, 1 и 6 месяцев. Для серологического тестирования образцы крови пациентов собирали до и через 1 месяц после каждой дозы вакцины. Пациенты из I и II групп имели протективный уровень анти-HBs после первой дозы вакцины в 30,8% и 17,1% случаев, второй — в 61,5% и 60%, третьей — в 88,5% и 91,4% соответственно. Средние геометрические значения титров анти-HBs в группах также существенно не различались и спустя 7 месяцев после вакцинации составили 360 и 581 МE/мл соответственно. В период вакцинации у пациентов с ХГС отмечалось достоверное снижение уровня АЛТ после трех введений вакцины. По мнению авторов [8], вакцинация против ГВ является безопасной и иммуногенной для пациентов с ХГС. Она не снижает уровень РНК ВГС, но стимулирует снижение уровней АЛТ.

Большой интерес представляют данные [9] об эффективности комплексной терапии ХГВ и В+С интерфероном альфа и вакциной против гепатита В. В исследование было включено 20 больных с ХГВ и 8 — с ХГ В+С, в возрасте от 20 до 52 лет (средний возраст 37,9 ± 11,36 года). Низкая активность инфекционного процесса была установлена у 37,5% пациентов, а минимальная — у 64,3%.

Все больные получали вакцину против ГВ (Эувакс В) в дозе 20 мкг или H-B — VAX II в дозе 10 мкг) по схеме 0, 2, 6 месяцев. Первая инъекция вакцины в двойной дозе (Эувакс В в дозе 40 мкг или H-B — VAX II в дозе 20 мкг) делалась до начала терапии альфа-2 бета-интерфероном (Интрон, Schering-Plough) в дозе 3 млн МЕ по схеме: 1 инъекция в 3 дня в течение 4–9 месяцев. Иммунологическое обследование (субпопуляционный профиль лимфоцитов, функции фагоцитоза и сывороточные иммуноглобулины) проводили до начала лечения и каждые 1–2 месяца в ходе лечения до наступления сероконверсии. Сероконверсией (конец лечения) считали исчезновение антигенов ВГВ в крови, исчезновение антител к ВГС (IgM) и Hbcor и появление антител к HВsAg, по данным иммуноферментного анализа (ИФА). Середина лечения характеризовалась появлением антител к НВеAg и отрицательными результатами полимеразной цепной реакции (ПЦР) сыворотки крови на ВГВ или ВГС (что соответствовало вирусологическому ответу). Контрольную группу составили 30 практически здоровых доноров (средний возраст 26,4 ± 4,1 года), у которых были исключены хронические инфекционные заболевания (ВГВ, ВГС, цитомегаловирусная инфекция и хламидиоз).

Сочетанная терапия «вакцина + альфа-2 бета-интерферон» позволила получить подавление вирусной репликации в первые 1–2 месяца от начала лечения у 78,6% больных, сероконверсию HВsAg на анти-HВs — у 96,4%. Исчезновение HВеAg наблюдалось через 6 месяца у всех больных, а анти-HВе через 2–3 месяца от начала лечения появились у всех больных. Наблюдение за пациентами в течение трех лет и более показало, что стойкий ответ на лечение отмечался у 24 (85,7%). К концу лечения нормализовались все популяции лимфоцитов, высоким оставался только уровень лимфоцитов, экспрессирующих рецептор к ИЛ-2 (CD25+), оставались сниженными резервы фагоцитоза и кислородзависимого киллинга [5].

Таким образом, вакцинация против ГВ является актуальной и необходимой больным с ХЗП, пациентам с ХГВ и/или ХГС, носителям ВГВ и/или ВГС, поскольку способствует подавлению вирусной репликации у хронических вирусоносителей, может играть существенную роль в контроле над виремией, значительно повышает эффективность лечения ХВГ.

Литература

  1. Keeffe E. B. Vaccination against hepatitis A and B in chronic liver disease // Viral Hepatitis Review. 1999. Vol. 5. № 2. С. 77–88.
  2. Семененко Т. А. Вакцинация против гепатита А и В больных хроническими заболеваниями печени // Медицина для всех. 2001. № 1 (18). С. 25–27.
  3. Pediatrics. 2001; 107 (4): 626–631.
  4. Couillin I. et al. Specific vaccine therapy in chronic hepatitis B: induction of T cell proliferative responses specific for envelope antigens // J. Infect. Dis. 1999. 180. P. 15–26.
  5. Pol S. et al. Immunotherapy of chronic hepatitis B by anti HBV vaccine // Acta Gastroenterolog. Belg. 1998. № 61. P. 228–233.
  6. Pol S. et al. Specific vaccine therapy in chronic hepatitis B infection // Lancet. 1994. P. 344.
  7. Борисова В. Н. и др. Применение вакцины против вирусного гепатита В «Комбиотех» в комплексной терапии больных хроническим гепатитом В и носителей вируса гепатита В / Сб. Здоровье населения и среда обитания. М.: Медицина,1999. № 6 (75). С. 8–11.
  8. Lee S. D. et al. Вакцинация против гепатита В пациентов с хроническим гепатитом С // J Мed. Virol. 1999. № 59 (4). С. 463–468.
  9. Курманова Г. М. Рекомбинантная Hbs-вакцина в комплексной терапии хронического вирусного гепатита В и В+С // Гигиена, эпидемиология и иммунология. 2003. № 3. С. 106–110.

Статья опубликована в журнале Лечащий Врач

Оставить комментарий