Июн
11

Российские адвокаты предлагают создать перечень опасных инфекционных заболеваний (включая ВИЧ), за заражение которыми будет предусматриваться уголовная ответственность. Сейчас в России уголовный срок грозит только за заражение ВИЧ, а это дискриминирует людей, живущих с этим диагнозом.

Ключ к прорыву в борьбе с эпидемией ВИЧ в России — не в финансировании, а в устранении стигмы (социального клейма), дискриминации и нарушения конституционных прав ВИЧ-положительных. Об этом заявил статс-секретарь Федеральной палаты адвокатов РФ, старший партнер коллегии адвокатов «Pen & Paper» Константин Добрынин в ходе круглого стола в рамках Петербургского международного юридического форума.

«Почему ключ — разрушение стигмы? Потому что стигма не дает людям поверить в себя и бороться. Бороться за лекарства, за деньги, за права, за свою жизнь. Стигма уже определенным образом распространилась и на отрасли права, например, юристы, которые занимаются изучением методов борьбы с ВИЧ путем правового регулирования, не спешат заниматься этой темой. Она считается третьесортной, неприятной, сложной, какой угодно, но только не той, которой хочется заниматься», — отмечает Константин Добрынин.

По его словам, основные социальные проблемы, связанные с нарушением прав граждан с ВИЧ:

 

  • разглашение диагноза
  • незаконное увольнение с работы
  • вынужденный переезд на новое место жительства из-за гонений и дискриминации
  • недоступность медицинских и социальных служб на новом месте из-за отсутствия регистрации
  • незаконное требование со стороны работодателей сдать анализ на ВИЧ
  • отсутствие политкорректности по отношению к людям с ВИЧ-положительным статусом.

Кроме того, действующее уголовное законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за заражение ВИЧ – инфекцией.

«Казалось бы, логичная норма. В то же время закон не принимает во внимание согласие ВИЧ-отрицательного партнера на вступление в половую связь и использование средств предохранения. Даже, когда партнеры состоят в браке. Уголовная ответственность за «поставление в опасность заражения» является одним из примеров того, как нарушение права человека на личную и семейную жизнь, а также права вступать в брак и основывать семью, умаляет права на защиту семьи. То есть с одной стороны, она повышает уязвимость людей с ВИЧ, а с другой, препятствует эффективной профилактике, поскольку, по закону, получается, что знание своего ВИЧ-статуса является одним из элементов состава преступления. Вам не кажется это странным?» — отметил адвокат. «И если в ряде стран предусмотрено уголовное наказание лишь за доказанное умышленное заражение ВИЧ, то в России закон фактически карает за вступление в половую связь человека, знающего о своей ВИЧ-инфекции, с человеком, не зараженным ВИЧ или не знающим своего ВИЧ-статуса, независимо от взаимного согласия, наличия семьи, использования средств предохранения и прочее.»

В XXI веке абсолютно нелогично выделение в отдельный уголовно-правовой состав заражение только ВИЧ-инфекцией, считает Константин Добрынин.

Например, ст. 121 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за заражение венерической болезнью, без детализации полного перечня таких заболеваний.

«Помимо ВИЧ-инфекции, существует целый ряд не менее опасных для жизни и здоровья человека инфекционных заболеваний, в том числе гепатит, туберкулез и другие, за заражение которыми уголовная ответственность не предусмотрена, что порождает дискриминацию ВИЧ-положительных и усиливает стигму», — отметил адвокат.

Константин Добрынин вместе с коллегией адвокатов «Pen & Paper» предлагает внести изменения в ст. 122 УК РФ — предусмотреть уголовную ответственность за заражение «тяжелыми (опасными) инфекционными заболеваниями» в соответствии с перечнем. Такой перечень должны установить органы здравоохранения и правительство РФ, не акцентируя внимание только на ВИЧ.

Идею изменения УК РФ поддержал сенатор Андрей Клишас.

Источник

 

Оставить комментарий