В декабре 2017 года аналитический центр при правительстве Российской Федерации опубликовал бюллетень о развитии конкуренции “Принудительное лицензирование: зарубежный опыт”. В документе приведены примеры использования принудительного лицензирования в различных странах (США, Германия, Индия, Бразилия, Китай, Швейцария, Египет), а также проведен анализ правового поля РФ в отношении использования принудительного лицензирования (ПЛ).
Краткие выводы и рекомендации, приведенные в документе:
- Защита интеллектуальной собственности стимулирует компании к инновационной активности. В то же время защиту прав на интеллектуальную собственность необходимо рассматривать в том числе с точки зрения влияния на общественное благо.
- Во всех рассмотренных странах механизм принудительного лицензирования предоставляет правительству страны возможность введения принудительной лицензии во внесудебном порядке в общественных интересах, в том числе в сфере фармацевтики.
- Несмотря на довольно широкие полномочия в сфере выдачи принудительной лицензии, данный механизм применяется крайне редко. В ряде рассмотренных ситуаций (опыт США и Бразилии) этот механизм использовался в качестве аргумента в переговорах с фармацевтическими компаниями, по результатам которых были значительно снижены цены на лекарственные средства.
- В США нет случая применения принудительного лицензирования в коммерческих целях, однако правительство использует данную меру в качестве аргумента при спорах с бизнесом и в целях обеспечения общественных нужд. При этом поставщики государства имеют право использовать принудительную лицензию только для обеспечения нужд государства и, тем самым, не создают конкуренцию владельцам патентов вне сферы государственного заказа. Таким образом, ограничивается сфера применения выдаваемой лицензии.
- Также случаи применения принудительного лицензирования только для обеспечения общественных нужд в рамках государственных закупок имеются в Индии и Бразилии.
- Опыт Египта демонстрирует риски значительных репутационных потерь в результате неконтролируемого применения механизма принудительного лицензирования.
- Отсутствие случаев выдачи принудительной лицензии в Российской Федерации в сфере фармацевтики объясняется объективными причинами, в частности процедурой регистрации лекарственного средства. Сложность процедуры регистрации дженерика во многом зависит от действий собственника прав на оригинальное лекарство. Также стоит принимать во внимание риск увеличения сроков окупаемости проекта по производству дженерика на основе принудительной лицензии.
- Зарубежный опыт показывает эффективность ведения переговоров с владельцами патентов перед применением механизма принудительного лицензирования. Кроме того, необходимо проведение оценки возможных выгод и издержек от выдачи принудительной лицензии, в рамках которой должно учитываться влияние решения о выдаче принудительной лицензии на правообладателя.
- Рекомендуется рассмотреть возможность ограничения механизма принудительного лицензирования государственными нуждами: определить возможность использования патента на производство лекарственных средств только в целях обеспечения поставок в рамках государственных закупок.
Читать полностью:
PL-analit